вернуться на главную

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

       В.И.Мухопад – докт. экон. наук, проф. РГАИС и МГИМО МИД РФ, академик РАЕН (Москва, mosia29@mail.ru), отмечает определенные достижения в создании системы управления интеллектуальной собственностью в рыночной экономике России и рассматривает ее проблемы. Он считает, что низкая эффективность использования интеллектуальной собственности промышленного применения в создании инновационной экономики России во многом связана со слабой ролью науки и образования в реализации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, получивших правовую охрану. Автор предлагает систему мер по усилению роли науки и образования в процессе модернизации российской экономики на основе эффективного использования потенциала и конкурентных преимуществ интеллектуальной собственности.
       Ключевые слова: экономика интеллектуальной собственности, реальные и мифические рынки интеллектуальной собственности, национальная инновационная система России, импорт лицензий, образовательные стандарты менеджеров интеллектуальной собственности, коммерциализация интеллектуальной собственности.

       INTELLECTUAL PROPERTY MANAGEMENT PROBLEMS IN RUSSIAN ECONOMY
       V.I.Mukhopad, doctor of economics, prof. of the RGAIS, MGIMO, academic of the Academy of natural sciences (Moscow, mosia29@mail.ru), notes some progress in the creation of intellectual property management system within the framework of market economy of Russia and considers the problems thereof. He believes, that the low efficiency of the use of intellectual property in industry when creating innovative economy in Russia is largely due to the weakness of science and education in the implementation of the results of intellectual activity and means of individualization received the legal protection. The author proposes a system of measures to enhance the role of science and education in the process of modernization of the Russian economy on the basis of effective use of competitive advantages of intellectual property.
       Key words: economics of intellectual property, real and mythical markets of intellectual property, national innovation system of Russia, import of licenses, educational standards of intellectual property management, commercialization of intellectual property.


       Впервые масштабное внимание государства к изобретательству, правовой охране, патентно-лицензионной деятельности в стране и за рубежом было уделено в СССР на рубеже 1960–1970 гг., когда ведущие страны мира уже активно включились в процесс патентования и международной торговли лицензиями. Были приняты постановления Совета министров СССР от 19 мая 1967?г. № 449 и от 12 декабря 1968 г. № 979, регулирующие вопросы изобретательской и патентно-лицензионной деятельности в стране, а также инструкции Государственного комитета по науке и технике (ГКНТ) СССР и Государственного комитета по делам изобретений и открытий (Госкомизобретений) о порядке работы по продаже и закупке лицензий (1979 г.). Реализация указанных документов привела к созданию системы управления этой деятельностью, в состав которой вошли патентно-лицензионные отделы и службы на предприятиях, в НИИ и вузах, отраслевых министерствах и ведомствах, союзных республиках, Академии наук СССР, Минвнешторге, Государственном комитете по экономическим связям (ГКЭС), ТПП, Госкомизобретений, внешнеторговых организациях. Для подготовки кадров и работы в этих структурах были созданы Центральный институт повышения кадров (ЦИПК) при Госкомизобретений СССР и Высшие патентные курсы, подготовившие десятки тысяч патентоведов, преимущественно на базе второго высшего образования выпускников технических вузов. Была введена система правовой охраны изобретений на основе выдачи авторских свидетельств в своей стране и патентования за рубежом.
       В стране было введено централизованное финансирование и государственное планирование продаж и закупок лицензий за рубежом для министерств, ведомств и советов министров союзных республик. Созданная система управления патентно-лицензионной деятельностью была основана на жестком централизме, разрешительном порядке и детальной регламентации работы, директивных адресных заданиях и бюджетном финансировании.
       Монополия государства в сфере международной торговли лицензиями осуществлялась через специализированные внешнеторговые объединения «Лицензинторг», другие объединения Минвнешторга и ГКЭС, внешнеторговую организацию «Внештехника» в структуре ГКНТ. Внутреннего рынка лицензий в СССР не было. Несмотря на позднее включение СССР в международный обмен лицензиями, в 1970–1980-x гг. лицензионная торговля развивалась высокими темпами как с ведущими странами Запада, так и с социалистическими и развивающимися государствами. Среднегодовые темпы роста объемов валютных поступлений от продажи отечественных лицензий составляли более 30%, что в 2–3 раза превышало аналогичные показатели ведущих промышленно развитых стран. Партнерами отечественных внешнеторговых организаций были фирмы 40 промышленно развитых и развивающихся стран. К середине 1980-х гг. ежегодные валютные поступления от продажи лицензий на отечественные изобретения составляли 150–200 млн долл. в год. Примерно на такую же сумму осуществлялись закупки лицензий на передовые зарубежные технологии.
       Вместе с тем в 1980-х гг. стали все более проявляться застойные явления в планово-административной экономике, ее невосприимчивость к отечественным и закупленным за рубежом новейшим научно-технологическим достижениям в наукоемких отраслях производства. Стал давать сбой и излишне централизованный механизм управления изобретательской и патентно-лицензионной деятельностью в стране. В условиях жесткой централизации рекламно-информационной, коммерческой и правовой работы по продаже и закупке лицензий, выполняемой государственными специализированными организациями, при их ограниченных посреднических возможностях в стране сложилась ситуация, когда основные звенья советской экономики – предприятия, научно-исследовательские и проектные организации – фактически оказались изолированными от мирового рынка интеллектуальной собственности.

Достижения и проблемы использования интеллектуальной собственности
в рыночной экономике России

       Распад СССР, ликвидация монополии государства на все виды собственности, переход на рыночные условия управления экономикой и проведение в 1990–2000-х гг. реформы патентно-лицензионной деятельности коренным образом изменили систему управления интеллектуальной собственностью в стране. В России сформировался и получил развитие внутренний рынок лицензий, была создана современная система правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, расширились международные связи. Вместе с тем при реформировании системы управления интеллектуальной собственностью в стране были разрушены ее комплексный характер, механизм управления всеми стадиями жизненного цикла изобретений и других результатов интеллектуальной деятельности.
       Государство в лице Роспатента и предшествовавших ему патентных ведомств взяло на себя исполнение только тех функций, которые непосредственно связаны с обеспечением правовой охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. Вопросы вовлечения интеллектуальной собственности в бизнес и ее коммерциализации, по мнению либералов, должен был решить рынок при ограничении роли государства в коммерциализации интеллектуальной собственности. Произошло изменение самих схем управления и движения объектов интеллектуальной собственностью в стране. В общем виде они включают следующие звенья (см. рис.).
       При рыночной экономике государство в основном освободилось от функций планирования, централизованного финансирования и контроля за управлением интеллектуальной собственностью. В сфере фундаментальных исследований (наука), прикладных разработок (техника), производства и коммерциализации (рынок) государство сохранило за собой в основном функции законодательно-нормативного обеспечения инновационной деятельности на стадиях разработки и правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности. На прочной научной основе, с использованием опыта ведущих стран мира в стране была создана современная система правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, функционирующая на стадиях разработки, экспертизы, патентных исследований, правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности. Завершающим этапом этой работы следует считать принятую и введенную в действие с 1 января 2008 г. четвертую часть ГК РФ. Следует отметить ведущую научную и практическую деятельность в этой области Роспатента и его подведомственных подразделений: ФИПС, РГАИС и ВПТБ, сохранившихся и вновь созданных патентно-лицензионных служб.
       Иная картина сложилась в той части системы управления жизненным циклом объектов интеллектуальной собственности, функции управления которой, по идее реформаторов, должен был взять на себя рынок. Были ликвидированы такие управленческие структуры как Минвнешторг, ГКЭС, Госкомизобретений, Лицензторг и Внештехника, сокращены управленческие структуры, патентно-лицензионные службы предприятий и организаций.
       В течение двух последних десятилетий в России впервые сформировался внутренний рынок интеллектуальной собственности, масштабы и динамику развития которого несложно представить на основе ежегодных отчетов Роспатента. Для работы на рынке разработаны подходы и методы стоимостной оценки объектов интеллектуальной собственности, их учета и постановки на баланс в качестве нематериальных активов, типовые лицензионные договоры и соглашения об отчуждении патентов. В РГАИС создан факультет по подготовке экономистов-менеджеров в области интеллектуальной собственности, институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации, в программах обучения которого предусмотрены вопросы управления и коммерциализации интеллектуальной собственности. Разрабатываются профессиональные и образовательные стандарты и стратегия интеллектуальной собственности. Однако эти меры следует рассматривать лишь как отдельные элементы еще не созданной в стране системы комплексного управления интеллектуальной собственностью, особенно ее использования для модернизации российской экономики и ее перевода на инновационный путь развития.
       Несмотря на создание в стране внутреннего рынка лицензий, доля коммерциализируемых на нем получивших патентную охрану результатов интеллектуальной деятельности остается стабильно низкой и не превышает 5–7%. Подготовленные для работы в изобретательской и патентно-лицензионной сфере многочисленные кадры профессиональных патентоведов оказались не способны для эффективной работы в сфере бизнеса и коммерциализации интеллектуальной собственности. Ежегодные валютные поступления от продажи лицензий на российские разработки за рубеж сократились почти в 10 раз в сравнении с серединой 1980-х гг.

Негативные последствия отсутствия комплексной системы и научной школы
управления интеллектуальной собственностью в стране

       Отсутствие научной концепции и системы комплексного управления наиболее ценными результатами интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственностью) на всех стадиях их жизненного цикла, включая производство и коммерциализацию, приводит к следующим негативным последствиям.
       Доля внедренных в производство и коммерциализируемых на внутреннем и внешних рынках российских охраняемых инноваций составляет не более 7% от общего числа получивших правовую охрану промышленных разработок. Это означает, что подавляющая часть объектов интеллектуальной собственности не участвует в модернизации и создании инновационной экономики в стране.
       Созданная в стране современная система правовой охраны интеллектуальной собственности функционирует вне рамок национальной инновационной системы (НИС) России и носит глубоко затратный характер. Дальнейшее развитие этой системы без решения проблемы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности будет усиливать ее затратный характер и ляжет тяжелым бременем на бюджет страны.
       При отсутствии научной школы и системы выработки коллективного мнения учеными и группами исследователей в области экономики и управления интеллектуальной собственностью многие решения принимаются на основе субъективных мнений отдельных руководителей и специалистов, ориентирующихся в узких или смежных направлениях развития рассматриваемой проблемы.
       Слабое внимание к проблемам экономики и управления интеллектуальной собственностью уделяется и в науке. Так, в разработанных ВАК Минобрнауки паспортах научных специальностей по экономике в специальности 08.00.05 (экономика и управление народным хозяйством) и области исследования «Управление инновациями» для защиты докторских и кандидатских диссертаций из 29 тем для исследований только одна (!) связана с экономикой и управлением интеллектуальной собственностью. Решением ВАК приостановлена деятельность единственного в стране диссертационного совета РГАИС по защите докторских и кандидатских диссертаций, который провел более 150 успешных защит в сфере управления и коммерциализации интеллектуальной собственности.
       При наличии в стране большого числа квалифицированных кадров в области патентоведения и правовой охраны интеллектуальной собственности наблюдается острый дефицит специалистов в сфере экономики и коммерциализации интеллектуальной собственности. Нет образовательных стандартов и учебника экономики интеллектуальной собственности. Занятия по этим дисциплинам, как правило, ведутся на основе лекций, учебных пособий, учебно-методических комплексов, деловых игр, нередко основанных на субъективных подходах, знаниях и взглядах преподавателей на изучаемую проблему. Сокращаются объем и число изучаемых дисциплин в области экономики и управления интеллектуальной собственностью за счет замены дисциплинами общего и инновационного менеджмента.
       При отсутствии единого координирующего органа управления интеллектуальной собственностью в стране сложившаяся система раздельного управления правовой охраной (Минобрнауки, Роспатент) и вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности (Минэкономразвития, другие отраслевые министерства и ведомства) не обеспечивает их эффективного использования в народном хозяйстве. Следует на правительственном уровне и с участием РАН создать комплексный механизм управления интеллектуальной собственностью на всех стадиях жизненного цикла ее объектов.
       При дефиците научных исследований в сфере экономики интеллектуальной собственности в последние годы в различных публикациях, выступлениях на форумах и конференциях, в учебной литературе и программных документах инновационного развития вместо экономического толкования известных терминов широко используются такие новые термины, как «рынок прав интеллектуальной собственности», «рыночная стоимость прав на интеллектуальную собственность», «стоимостная оценка прав», «коммерциализация прав интеллектуальной собственности» и др. При этом за первооснову этих терминов берутся не научные экономические учения о первичности экономики как базиса развития общества, а правовые нормы, якобы определяющие закономерности социально-экономического развития общества.
       Из-за отсутствия в РГАИС научной школы управления интеллектуальной собственностью не реализуется ее главная задача – передать выработанные поколениями ученых и специалистов системные и научно обоснованные идеи и знания ученикам. Не используется потенциал школы в работе со студенческими, молодежными организациями, аспирантурой и доктарантурой в реализации образовательных и научно-исследовательских программ. Игнорируется опыт ведущих стран мира по приоритетной закупке иностранных лицензий в наукоемких отраслях производства.

Усиление роли науки в разработке концепции и системы комплексного управления
интеллектуальной собственностью

       Чтобы усилить роль науки в создании системы комплексного управления интеллектуальной собственностью в стране, эффективностью использования ее потенциала при модернизации российской экономики и подготовке высококвалифицированных специалистов в данной области, необходимо принять следующие первоочередные меры .
       Создать при РГАИС научную школу экономики управления интеллектуальной собственностью из группы ученых, преподавателей и исследователей для разработки и реализации долгосрочной научно-исследовательской и образовательной программы, решающей задачи и в сфере управления интеллектуальной собственностью. В основу организации деятельности такой школы может быть взято положение о научных школах РГАИС от 3 июля 2013 г. № 27.
       Поручить РАН, Минэкономразвития, Минобрнауки и Роспатенту провести анализ и выявить причины неиспользования в народном хозяйстве более чем 90% получивших патентную охрану технологических разработок. На основе проведения НИОКР предложить меры, обеспечивающие перевод глубоко затратной системы управления интеллектуальной собственностью на прибыльную, в том числе за счет ее интеграции в НИС России.
       Предусмотреть включение в создаваемый в рамках стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. механизм управления НИС России специальной технологической платформы по управлению процессом вовлечения и коммерциализации интеллектуальной собственности в народном хозяйстве. Установить правительственный уровень управления и контроля за процессом правовой охраны, производственного использования и коммерциализации интеллектуальной собственности.
       Учитывая опыт ведущих стран мира, внести предложения по разработке и реализации долгосрочной стратегии, ориентированной на приоритетную закупку иностранных лицензий по отношению к продажам отечественных патентов и лицензий на международном рынке интеллектуальной собственности. Разработать и утвердить законодательно-нормативные акты, стимулирующие закупку и внедрение иностранных лицензий, а также другие формы сотрудничества на лицензионной основе (франчайзинг, производственная кооперация, создание совместных предприятий).
       Разработать и внедрить в государственных вузах страны образовательные стандарты подготовки бакалавров и магистров в сфере комплексного управления интеллектуальной собственностью на всех стадиях жизненного цикла ее объектов, включая коммерциализацию.
       Подготовить обращение в ВАК Минобрнауки о расширении в паспортах номенклатуры специальности научных работников рекомендуемой тематики докторских и кандидатских диссертаций в области экономики и управления интеллектуальной собственностью по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» (специализация – управление инновациями) и изменить ее название на «Управление инновациями и интеллектуальной собственностью», а также о восстановлении в РГАИС деятельности диссертационного совета по указанной специальности.
       В качестве первоочередной задачи научной школы по управлению интеллектуальной собственностью предусмотреть разработку и издание РГАИС учебника «Управление интеллектуальной собственностью».
       Наряду с действующим порядком регистрации внутренних лицензионных сделок и договоров отчуждения патентов, ввести регистрацию аналогичных соглашений, заключенных с зарубежными фирмами, а также лицензионных соглашений на ноу-хау. Перейти на учет торговли интеллектуальной собственностью на внутреннем и внешнем рынках не по числу заключенных сделок, а (по аналогии с другими странами и международными организациями) по стоимостным показателям – ежегодным денежным поступлениям и платежам по лицензионным и иным коммерческим сделкам.
       В рамках научной школы провести анализ образовательных дисциплин в сфере экономики и управления интеллектуальной собственностью, чтобы подвести научный фундамент под образовательные программы подготовки высококвалифицированных кадров менеджеров-экономистов в области управления интеллектуальной собственностью.
       Обеспечить постоянное участие в работе научной школы управления интеллектуальной собственностью студенческого совета РГАИС, других молодежных организаций академии, аспирантуры и докторантуры в реализации образовательных и научно-исследовательских программ школы, а также сотрудничество с ученым и диссертационным советами РГАИС по специальности 08.00.05.
       Выработать меры по государственной поддержке инновационных компаний, занимающихся разработкой, правовой охраной, внедрением и коммерциализацией интеллектуальной собственности за счет средств, получаемых в сырьевом секторе экономики. Предусмотреть создание специального фонда по внедрению и коммерциализации интеллектуальной собственности и разработать механизм возврата инновационными предприятиями части средств при выходе на стабильный и прибыльный режим работы.
       Рассмотренные проблемы должны быть отражены в долгосрочной государственной стратегии интеллектуальной собственности.

Список литературы

       1. Мухопад В.И. Коммерциализация интеллектуальной собственности. М.: Магистр: Инфра-М, 2012.
       2. Мухопад В.И. Рынок лицензий в экономике России (Теория и практика лицензионной торговли). М.: ОАО ИНИЦ «Патент», 2010.
       3. Мухопад В.И. Реальные и мифические рынки интеллектуальной собственности в российской экономике. М.: Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2013. № 6.
       4. Право интеллектуальной собственности: Учебник/Под ред. И.А.Близнеца. М.: Проспект, 2010.